Бермудский треугольник

Бермудский треугольник

Услышав словосочетание « бермудский треугольник », в голове рождаются образы чего-то странного,...

В поисках космического разума

В поисках космического разума

Спуск с орбиты по баллистической траектории космического корабля «Союз ТМА-11″ 19 апреля мог...

Дети «индиго» — гениальность или диагноз?

Дети «индиго» — гениальность или диагноз?

На планете продолжают рождаться необыкновенные дети! Во Франции их называют «тефлоновыми». На...

Назад в будущее – от клавиатуры к ручке и бумаге

Назад в будущее – от клавиатуры к ручке и бумаге Американские психологи из Вашингтонского университета провели необычный эксперимент среди школьников разных возрастов. Исследователи выяснили и сравнили их навыки владения ручкой и клавиатурой. Оказалось, что когда дети пишут от руки, они делают меньше ошибок и их воображение работает лучше. Более того, воспроизводить свои мысли по-старинке, на бумаге, полезно – это активизирует работу мозга, считают ученые.

В эксперименте участвовали три группы детей разных возрастов (8, 10 и 12 лет) с разным уровнем навыков письма. Всего в испытаниях были задействованы более 200 школьников.

Тест проводился в три этапа. Сначала детям предлагалось переписать список из ста слов, расставив их в алфавитном порядке, а затем повторить это за компьютером. Потом они должны были придумать и записать от руки предложение, начинающееся со слова «писать», а за компьютером – со слова «читать».

Затем ученые отвели 20 минут для того, чтобы школьники написали два эссе на свободные темы: за 10 минут первое, от руки, и за столько же – второе, с помощью клавиатуры.

В ходе опыта психологи отмечали, насколько быстро дети работают за компьютером. Уже в самом начале эксперимента стало понятно – даже самым заядлым любителям компьютерных игр удобнее писать шариковой ручкой. Кроме того, пользуясь ручкой, дети проявляли больше фантазии при выдумывании и написании эссе.

Способность человека к письму не связана с его разговорной речью. Берясь за перо, каждый старается сформулировать свою мысль в виде связанного и законченного предложения.

А при разговоре мы стремимся, наоборот, сократить речь и используем простые наборы слов. Большая часть произносимых нами фраз является «рваными», незавершенными.

«Люди думают, что язык – это очень простая конструкция, – говорит профессор образовательной психологии Вирджиния Бернинджер, автор этого исследования. – На самом же деле письменный язык очень сложен.

Он состоит из многих уровней – букв, слов, предложений и абзацев. Взаимосвязь между элементами на каждом из этих уровней уникальна, не существует общих правил, которые управляли бы и словами, и абзацами.

Примером тому может служить орфография, которая действует на уровне слов, и синтаксис, применяемый только к предложениям».

Существует целое направление исследований психологии и нейрологии, изучающее активность головного мозга при различных способах коммуникаций. Ученые давно предполагают, что при использовании ручки или карандаша и при наборе текста на клавиатуре активируются разные отделы головного мозга.

В пользу этой теории говорят многочисленные косвенные доказательства, полученные в результате опытов последних десяти лет. Похоже, что работа с компьютером более механическая, поэтому и воображение работает слабо, а предложения в тексте получаются неразвернутыми.

Вооружившись шариковой ручкой, человек может в большей степени проявить свою фантазию. Опыты показывают, что одновременно с активизацией вестибулярного аппарата начинают работать и отделы коры головного мозга, отвечающие за воображение.

Науке давно известно, что символы, написанные собственной рукой, и буквы на мониторе воспринимаются совершенно по-разному. Виною тому моторное восприятие прописных букв, которое, дополняя зрительный образ, улучшает общее понимание информации.

Профессор Бернинджер уверена, что в современном образовании обязательно должен быть сделан упор на письменную работу. Хотя механизм, связывающий письмо с умственными способностями, еще мало изучен, она не сомневается, что эта устойчивая связь должна быть активно использована в обучении.

Тесты, подобные проведенному Вашингтонским университетом, оказались очень полезны. В ходе испытаний психологи выявили нескольких детей, страдающих дисграфией. Это заболевание выражается в повторении одних и тех же ошибок и в трудности при установлении логических взаимосвязей между словами и содержащейся в них информацией.

Современная педагогика рекомендует таким ученикам пользоваться компьютерами для обучения, но американские психологи уверены, что это порочная практика.

«Подобные расстройства должны быть излечены, – уверяет Вирджиния Бернинджер. – В противном случае с возрастом они могут переродиться в более сложные психологические проблемы, избавиться от которых будет значительно труднее».

Итак, не успели мы освоить клавиатуру, как нам уже рекомендуют вернуться к шариковой ручке. Но с наукой не поспоришь, тем более что ученые говорят: писать от руки – полезно для всего организма.