Утконосые динозавры могли зимовать в Арктике

Динозавр
Гадрозавриды, жившие в арктических широтах примерно 70 млн лет назад, вероятно, пережидали длинные тёмные полярные зимы на месте, не переселяясь на юг.

Энтони Фьорильо из Музея природы и науки Далласа (США) обнаружил окаменелости мелового периода на северном склоне хребта Брукса (Аляска). Бóльшая часть костей принадлежала травоядному эдмонтозавру; найдены также останки рогатого пахиринозавра.

Г-н Фьорильо предположил, что микроскопические структуры костей могут рассказать, жили ли динозавры в полярных регионах. Он заручился поддержкой Эллисон Тумаркин-Дератзян из Темпльского университета (США), у которой уже имелся опыт анализа тонких слоёв динокостей. Независимо от неё аналогичную работу проделала Анусуйя Чинсами-Туран из Кейптаунского университета (ЮАР). Обе группы получили схожие результаты и объединили усилия.

Микроструктура костей динозавров сродни годичным кольцам деревьев: по ним точно так же можно выяснить, как год за годом росли животные. Исследователи обнаружили повторяющуюся закономерность в чередовании слоёв, свидетельствующих о быстром и замедленном росте. Эксперты рассудили, что это указывает на сезонный характер изменений. Но что именно становилось причиной стресса — скудный рацион полярных регионов в зимние месяцы или же необходимость путешествовать в другие широты?

Учёные провели анализ микроструктуры костей аналогичных гадрозавридов, найденных на юге канадской провинции Альберта, но не нашли в них похожих закономерностей — то есть динозавры, жившие в более приятном климате, не испытывали регулярного сезонного стресса.

К тому же изучение осадочного горизонта, в котором были обнаружены аляскинские образцы, показало, что останки залегали в пойменных отложениях. Вероятно, животные погибли из-за наводнений, которые в тех местах происходят каждую весну, когда с хребта сходит талая вода. Если бы динозавры мигрировали, то в это время года на северном склоне их ещё не было бы.
compulenta.ru