Экстеремофилы: жители Титана и Плутона

Астрономы уверены, что на многих небесных телах в пределах Солнечной системы имеются настоящие моря и океаны, подобные земным. Это значит, что жизнь на Земле не является чем-то исключительным и уникальным. Такую точку зрения, подкрепленную недавними открытиями, обнародовали на заседании Американского геофизического общества Д. Стивенсон из технологического института в Калифорнии и Т. Джонсон и НАСА.

Сейчас известны уже в общей сложности четыре космических объекта, на которых есть моря и океаны: это спутники Юпитера Европа, Ганимед, Каллисто — и, разумеется, планета Земля. Сотрудник Технологического института в Калифорнии Дэвид Стивенсон и Торренс Джонсон из лаборатории реактивных двигателей НАСА пришли к выводу, что огромные океаны воды и, следовательно, условия, подходящие для возникновения жизни, должны быть в Солнечной системе не только на этих четырех небесных телах, но и на других планетах с плотной атмосферой.

До недавнего времени ученые не подвергали сомнению точку зрения, что жизнь занимает в космосе очень узкую нишу — на планетах, похожих на Землю и обращающихся вокруг светила на примерно таком же расстоянии и по подобным орбитам, и в других местах возникновение жизни невозможно. Авторы новой гипотезы обратили внимание на прямую связь между плотностью атмосферы и наличием на планете морей и океанов. Под покровом плотной атмосферы вода может оставаться в жидком состоянии даже на большом удалении от солнечного животворного тепла. «В принципе, это относится и к планетам Нептун и Уран. Однако на этих планетах нет жидкой воды», — утверждает Дэвид Стивенсон. Их атмосфера слишком плотно изолирует поверхность планеты, и под такой герметичной «крышкой» океаны бы перегрелись.

Астрономы надеются, что более благоприятные условия существуют в других местах — на небесных телах меньших размеров, которые вращаются в студеных просторах внешних орбит Солнечной системы, на большом удалении от Солнца. Это, в частности, спутник Сатурна Титан, спутник Нептуна Тритон и планета Плутон. «Под слоем застывшей породы и при наличии аммиака, служащего в качестве антифриза, даже на этих мерзлых глыбах могут прятаться океаны воды», — говорит Стивенсон.

Ученые убеждены, что в экстремальных услових на отдаленных от Солнца планетах возможна жизнедеятельность живых организмов. Смелые предположения астрономов отчасти подтверждаются открытиями биологов на Земле. В кромешной тьме на дне океанов и в нефтяных месторождениях благоденствуют и размножаются в абсолютно не пригодных для жизни условиях — без света и кислорода — бактерии-экстеремофилы.

- Астробиологи работают вместе со специалистами по глубоководным микроорганизмам, чтобы в следующие десятилетия исследовать океаны Солнечной системы с помощью роботов с дистанционным управлением, — заверил Торренс Джонсон.

Взять пробы грунта и воды из придонных слоев глубоких впадин земных океанов стало возможным только в последние годы XX века. Добраться до глубин океанов на других планетах Солнечной системы будет потруднее…