Они нам подмигивают

Они нам подмигивают Астрономы обнаружили новые загадочные объекты — вспышки электромагнитного излучения, источники которого находятся за пределами нашей Галактики. Неизвестный процесс — возможно, взаимодействие с черной дырой промежуточной массы — выбросил двойную систему, состоящую из пары белых карликов, за пределы нашей Галактики. Наконец, астрофизики обнаружили «лишнее» излучение, ответственность за которое может нести темная материя. Об этом и многом другом в новом астрообзоре «Ленты.ру».

Далекие радиовспышки

Команда европейских, американских и австралийских астрономов заявила об открытии явления нового типа — коротких всплесков радиоизлучения, приходящих к нам, по-видимому, из отдаленных уголков Вселенной.

История этого открытия началась более десяти лет назад. Тогда, 24 июля 2001 года, на 64-метровом радиотелескопе, расположенном неподалеку от австралийского города Паркс, был зарегистрирован короткий, длиной менее 5 миллисекунд, мощный всплеск радиоизлучения. Всплеск пришел со стороны Малого Магелланова Облака — карликовой галактики, спутника нашего Млечного Пути.

Всплеск был замечен учеными только шесть лет спустя — в 2007 году, во время дополнительного просмотра архивных данных наблюдений за предыдущие годы. Выяснилось, что этот радиоимпульс, зарегистрированный на длине волны около 21 сантиметра, по-видимому, пришел к нам с очень далекого расстояния — на это указывала большая дисперсия (здесь этот термин означает пространственное размытие или расползание) составляющих его радиоволн.

В космической среде, пусть не очень плотной, но все же не пустой, электромагнитные волны разной длины распространяются с разными скоростями. Поэтому если радиоимпульс не полностью монохроматичен (то есть состоит из волн разной длины, испущенных одновременно), то по мере его путешествия по пространству его длинноволновая часть будет понемногу отставать от коротковолновой. И чем дольше длится путешествие импульса, тем больше это отставание. В целом импульс как бы размывается и растягивается в пространстве.

Это явление, в принципе, позволяет оценивать расстояния до некоторых радиоисточников. Например, до радиопульсаров — быстро вращающихся нейтронных звезд, наблюдаемых с Земли как источники импульсного излучения. Измерив задержку между моментами прихода к наблюдателю длинноволновой и коротковолновой частей импульса, мы можем сделать вывод о том, какое расстояние ему пришлось преодолеть. Разумеется, для этого необходимо знать и свойства межзвездной (или межгалактической) среды, в которой он двигался, но эти знания у нас есть из других областей современной астрономии.

Так вот, измеренная дисперсия всплеска 24 июля 2001 года (названного всплеском Лоримера, по имени руководителя группы первооткрывателей) показала, что он возник существенно дальше границ нашей Галактики. Возможно, в том же Малом Магеллановом Облаке.

Они нам подмигивают